Музыкальный руководитель
Калько Людмила Петровна
Образование среднее профессиональное, педагогическое
Высшая квалификационная категория
Стаж работы более 30 лет
Награждена нагрудным знаком "За добросовестный труд" III степени в 2010 году 2012 год награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации
Раннее развитие музыкальных способностей
В печати все чаще появляются статьи о музыкальном воспитании детей младенческого и раннего возраста. Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.
Что делать до года?
До года малыши могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 20-30 секунд; затем следует сделать паузу – перерыв в 1-3 сек. – и продолжить слушание еще 20-30 секунд.
В целом за одно занятие можно слушать музыку 2-3 минуты. Например, для самых маленьких – 1-3 мес. – наклонившись над малышом, спойте одну ласковую песенку на народную музыку: русскую, украинскую, белорусскую и т.д. Пойте без текста «на ля-ля». Сделайте паузу и повторите эту песенку еще или спойте «Да-да-да, я пою».
Рекомендации для родителей малышей: пойте малышу даже без музыкального сопровождения, а с 4-5 месяцев можно петь и подыгрывать себе на музыкальных инструментах: ксилофоне или металлофоне, дудочке, бубне, также можно использовать колокольчики, бубенцы и т.д.
Из классической музыки рекомендуем прослушивание миниатюрных пьес В.Моцарта.
На втором и третьем году жизни
Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек.) и опять 40 секунд, пауза и т.д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты.
Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1-1,5 мин., затем пауза и еще полторы минуты и т.д. Одно занятие – 4-5 мин. Цифры – секунды и минуты – приведены здесь для того, чтобы вы не завышали возможности маленького ребенка и в то же время знали, что слушание музыки вполне по силам малышу.
Все зависит от его состояния на тот момент, который вы выбрали для слушания музыки: ребенок хуже слушает музыку, если только что плакал, а может быть, ему просто нездоровится. Когда вы видите, что малыш отвлекается, выражает неудовольствие – сократите время занятия или перенесите его на другое время дня.
Если внимание ребенка устойчиво, он способен воспринимать музыку заинтересованно – можно чуть-чуть увеличить продолжительность занятия.
Музыкальный репертуар для детей 2-3 года жизни
Рекомендуем для прослушивания музыкальные пьесы с ярко выраженным изобразительным характером. Малыши видели и птичку, и кошку, и собачку; игрушечных и нарисованных зайку и мишку, машину и дождик. А теперь их «знакомых» изобразит музыка.
Рекомендуем пьесы:
«Птички», муз. Т.Ломовой или муз. Г.Фрида;
«Воробей» А.Руббаха или Е.Тиличеевой;
«Кошка» Е.Тиличеевой,
«Большая собака» М.Раухвергера;
«Медведь» Д.Шостаковича или Е.Тиличеевой или В.Ребикова;
«Мишка» М.Раухвергера или Г.Фрида;
«Дождик» Г.Лобачева или В.Фере,
«Машина» («Езда в машине») Г.Фрида;
«Автомобиль» М.Раухвергера.
Это далеко не полный список. Если вы играете на фортепиано, то найдете еще ряд пьес в нотных сборниках для детского сада (младшая группа). Те, кто не владеет инструментом, могут использовать музыку в аудиозаписи, купив кассеты или компакт-диски.
Родителям на заметку.
Пение и здоровье
Человеческий голосовой аппарат – необычный музыкальный инструмент.
Звук, зарождающийся во время пения, только на 15–20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Этот своеобразный вибрационный массаж внутренних органов .
Кроме того, систематические занятия пением благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их.
Голос – это индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
В процессе пения – сольного или ансамблевого – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья детей.
Наверное, именно поэтому среди певцов много долгожителей.
Еще одно важное достоинство пения – оно помогает расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение. Эти свойства пения особенно ценны для современных детей.
А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
Э- улучшает работу головного мозга;
И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;
О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;
У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря,
Ы- лечит уши, улучшает дыхание.
Так что занятия пением – один из путей к здоровью и очень важная составляющая здорового образа жизни.
Интерес к музыке является важным показателем духовной культуры человека.
Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Главнейший показатель музыкальности — эмоциональная отзывчивость на музыку.Приобщение к музыкальному искусству, осуществляются на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности музыкальным руководителем.
Задачи, которые стоят передо мной, как педагогом музыки, — это введение детей в мир музыки.
В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времен, о музыке народной и классической.
На занятиях дети слушают и двигаются под музыку отечественных и зарубежных композиторов-классиков — М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана и многих других позволяет постепенно приобщать их к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы
На музыкальных занятиях развиваем и подходим к каждому ребенку индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как голос. Здесь используется принцип “от простого, к сложному”,. Малыши подпевают, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, учитываю физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Дети обучаются навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах дети учатся петь хором, группами, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. Так же в работе широко использую народная музыка. Дети с удовольствием поют русские народные попевки, песенки, двигаются в хороводах и танцах. Очень нравятся детям играть в русские народные игры.