"Малышарика"
Козлова Милана Алексеевна
Иванова Екатерина Валентиновна
Помощник воспитателя
Кризис 3 лет относится к числу острых. Родители его обязательно заметят, почувствуют, так как он будет проявлен ярко и бурно.
Ряд первых «звоночков» в поведении вашего ребенка подскажут вам о скором наступлении кризиса. Эти проявления связаны с познавательными функциями. К ним относится:
- Интерес к своему отражению в зеркале
- Девочки активно интересуются своим внешним видом, тем, как они выглядят в глазах окружающих
- Мальчики проявляют озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании и остро реагируют на неудачу.
Почему же проявляется такая разница между поведением мальчиков и девочек? Дело в том, что сложившимися традициями воспитания в социуме девочки ориентированы на привлекательность в общении, а мальчики на эффективность в деятельности. Симптомы с этим и связаны. Девочки наряжаются, красуются перед зеркалом, кривляются, изучают свою мимику. Мальчики усердно строят башни из кубиков, замки и дома из конструктора, но если башня случайно рушится, или ломается домик, они бурно реагируют: визжат, орут, плачут.
Через два – три месяца после появления такого поведения наступает собственно кризис.
Симптомы кризиса называют СЕМИЗВЕЗДИЕМ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ.
- НЕГАТИВИЗМ – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. С содержанием ребенок может быть согласен. Негативизм проявляется в стремлении сделать наоборот, даже вопреки своему желанию. Трудно не заметить, что в такой ситуации сложно и ребенку и родителям, но есть в этом и плюсы. Вот какие: у ребенка появляется свое мнение, он начинает ориентироваться на собственные решения, -он становится более самостоятельным и более «отдельным» от родителей.
- УПРЯМСТВО – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому что ОН этого потребовал. И он связан своим собственным решением.
Есть ли в таком поведении положительный смысл? Да. Ребенок таким образом учится настаивать на своем первоначальном решении, быть верным ему, развивается такое качество как ВОЛЯ, без которого нам, взрослым людям, невозможно жить в обществе.
- СТРОПТИВОСТЬ – данный симптом безличен, направлен не против лица, а против норм воспитания, против образа жизни, который сложился за 3 года. Строптивость выражается в пренебрежительном жесте и словах «Да ну», которыми ребенок отвечает на все предложения.
О положительном: у ребенка формируются собственные ценности. По этому симптому родители должны догадаться, что социальная ситуация развития, которая сложилась у ребенка должна быть изменена. Взрослые должны перестроиться, должны перестать выполнять за ребенком то, с чем он может справиться сам. Но это не так-то просто. Например, вы к врачу опаздываете, а он хочет сам одеться. А он не умеет еще сам молнию застегивать. Самое же время научиться!
- СВОЕВОЛИЕ или «Я-сам»– стремление все делать самому. Положительная сторона симптома в том, что формируется самостоятельность, ребенок постепенно переходит на самообслуживание.
- ПРОТЕСТ-БУНТ – эмоциональное состояние похожее на состояние войны с окружающим миром. У взрослых бывает так, что делаешь что-то долго и все не получается, а потом как разозлишься, и как сделаешь все просто превосходно. В этом эмоциональном состоянии очень много энергии. Протест-бунт дает ребенку энергию на свершения, для того, чтобы сделать все то, что ему предстоит, а именно, отделиться от родителей и начать многие вещи делать самому.
6. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ – ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Почему так происходит?
Дело в том, что для ребенка до 3 лет родители – это всесильные Боги. Во время кризиса очень важно этих Богов – папу и маму – с пьедестала свергнуть для того, чтобы ребенок мог постепенно овладевать сам своей собственной жизнью, стать автором своей жизни. В противном случае он вырастет подчиняемым, зависимым, инфантильным. Это не значит, что родителям надо плясать от радости и приветствовать это. Помимо того, что родители должны способствовать формированию воли, он еще должны социализировать своего ребенка. Показать, что можно иногда пользоваться механизмом обесценивания, но в самых крайних случаях.
- ДЕСПОТИЗМ – выражается в том, что ребенок пытается заставить окружающих плясать под его дудку, подчинить себе все и вся.
Если ребенок в семье один и ему привыкли потакать, деспотизм проявляется особенно ярко. Если у ребенка есть младшие братья или сестры, этот симптом может проявляться как ревность. Может сопровождаться регрессом (просьбами дать соску, покормить из ложечки и т.д.).
Положительная сторона симптома – формирование воли. Ребенок приложит максимум усилий, чтобы мир подстроился под его интересы и желания, формируется умение стоять на своем, отстаивать свою позицию.
Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм – не очень жизнеутверждающе звучит, согласитесь! Это чрезвычайно непростой период, как для родителей, так и для самого ребенка. Как же родителям вести себя, чтобы ребенок вышел из кризиса с развитой волей, самостоятельностью, позицией Я – сам.
СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Позиция Взрослого заключается в том, чтобы ограничить все, что категорически нельзя. Здесь необходима твердость. Если ребенку что-то опасно, родители или находятся рядом, или категорически запрещают ему. А в границах, где ребенку безопасно, разрешается все.
В семейной психологии есть такое упражнение. Оодители садятся за стол переговоров и СОВМЕСТНО вырабатывают перечень правил по трем пунктам:
- ребенку категорически запрещено,
- ребенку можно делать совместно с родителем,
- ребенку можно. Получается таблица из трех столбцов, которая после тщательно обдуманного заполнения вешается на холодильник, красиво украшается магнитами.
Теперь родители могут пользоваться ею, дополнять и изменять с течением времени. В чем плюсы такой таблицы:
- уменьшается количество спорных ситуаций, когда родитель разрешает то, что запрещает другой,
-с таблицей могут ознакомится люди, которые принимают участие в воспитании ребенка или общаются с ним (бабушки, дедушки, няни и т.д.) и действовать слаженно с мнением родителей,
- ребенку можно в игровой форме предъявить «свод законов нашего королевства», и он будет способен проще их усвоить. Важно также объяснить ребенку, почему что-то запрещено.
- у ребенка сформируется баланс между Можно и Нельзя, он будет хорошо чувствовать эту грань.
Важно отметить, что категорический запрет мы ставим в случае реальной опасности для ребенка, а игрушку сломать, обои разрисовать можно разрешить. Ребенок – высшая ценность. Родителям нужно правильно расставить приоритет. Развитие уникальности ребенка – вот высшая ценность. А грязная одежда или порванные обои, это все исправить можно.
Идеально выработанной родительской позиции быть не может. Родители сами не знают, где границы. Родителям вместе с ребенком нужно обучаться осознавать границы, вставать на место ребенка. Воспитание – это эксперимент по поиску оптимальных границ. Человек приобретает опыт по принципу маятника. Мы качнулись в одну сторону – столкнулись с одной границей, сразу же качнулись в другую сторону – опять граница. Прощупав границы, мы понимаем, где баланс.