Размер шрифта: • A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

ГБДОУ детский сад № 32 Красносельского района Санкт-Петербурга

Меню сайта

 

    Завражина Любовь Владимировна 

      Высшая квалификационная категория

Развитие речи детей раннего возраста

После года начинается новый этап развития ребенка. Младенчество вооружило его умением смотреть, слушать и управлять движениями рук.

Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится - предметная, а ситуативно - деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

Одним из условий развития речи является общение. Дети подражают, активно действуют с предметами, начинают сами говорить. Ведущая деятельность детей раннего возраста — игра. Для игр необходимо использовать достаточное количество игрушек одного и того же вида, но разных по величине, цвету, материалу. Обследуя игрушки, дети развивают элементарные мыслительные операции, повышается самостоятельная речевая активность. Существенное значение имеет мотивация, обеспечивающая интерес и желание ребёнка играть. Рассмотрим некоторые приемы развития речи.

 

Игры, направленные на развитие речи:

  • Игра «Кто там?»

Взрослый прячет игрушку, воспроизводя крик животного, и просит ребенка отгадать кто это. Ребенок может ответить любым доступным ему способом – показать на картинку с изображением животного, назвать его словом или словом-звукоподражанием.

  • Игра «Гости»

Постройте вместе с малышом домик из кубиков. Тук-тук, кто там пришел к нам в гости?

— Мяу. Кто это? Ребенок отвечает. Впускаем кошку в дом и разговариваем с ней на ее языке, далее стучит следующий «гость».

  • Игра «Отгадай, кто ушел»

Разложите игрушки перед ребенком, предложите ему отвернуться или загородите игрушки ширмой, потом предложите отгадать, кого не стало. Эта игра способствует также развитию памяти.

Предлагайте ребенку повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Начинать такие игры можно с небольшого количества игрушек, постепенно увеличивая количество персонажей. Если вы видите, что ребенок устал, то прекратите игру или замените ее на подвижную, предложите попрыгать, как воробушек, походить на четырех «лапках», поклевать зернышки.

  • Поручения. Ребёнку называют действия, и он учится находить предметы по слову взрослого. « Принеси куклу Катю», « Найди зайца». Затем обязательно спрашивают, что принёс, где нашел?
  • Продолжать работу по развитию речи можно используя картинки с изображением животных. Причем следует подбирать картинки не только с изображением животного, но и с его действием.

Например: Корова пасется на лугу. Коровка жует вкусную траву и мычит: «Му! Му! Молока кому?».

Лошадка: Лошадка живет в конюшне. Лошадь умеет громко кричать: «И-го-го!» Лошадка скачет и стучит копытами: «Скок-скок!».

  • Продолжая занятия, можно изучать диких животных, а также животных разных стран и морей: слон, жираф, бегемот, зебра, лев, тигр, крокодил, мартышка, пингвин и др. Во время таких игр старайтесь быть эмоциональными, используйте в игре стремление малыша подражать взрослому, повторять за ним слова и действия, побуждайте ребенка к повторению звуков, слогов, слов и коротких фраз, а также характерных движений животных – походить как медведь, помахать крылышками как птичка, поскакать как лошадка и т.д.
  • Целесообразно постепенно развивать, обогащать и усложнять активную речь малыша. Например, изучение изображения кошки. Сначала – повторение ребенком звукоподражания «мяу». Затем – повторение названия животного «кошка». Следующие шаги – произнесение предложений: «Это кошка. Кошка пьет молоко».

Занимаясь с малышом, комментируйте его и свои действия: что вы делаете в игре или что вы сейчас рисуете. Когда ребенок что-то вам показывает — называйте это словом. Если пытается что-то сказать, обязательно правильно повторяйте, как звучит слово, которое он хочет сказать.

Для того чтобы ребенок мог говорить длинными сложными предложениями, его необходимо научить правильному дыханию, а также развивать его артикуляционный аппарат. В этом очень хорошо помогают скороговорки.

При правильном дыхании мы произносим все слова на выдохе. Можно придумать множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания (игры с мыльными пузырями, дуем на снежинку, на листочек, на кораблик…)

  • Поиграйте в игру «Кто дольше». В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «о» или другой гласный звук. Дети обычно любят играть в эту игру.

Прочитайте ребенку короткие рифмованные фразы и попросите повторить последний слог. Такие упражнения формируют навыки правильного произношения. Попросите малыша закончить слово, которое вы произнесете не полностью: кук (ла), миш (ка), маши (на). Такие упражнения помогут в развитии речи, внимания, памяти.

  • Дети любят разговаривать по телефону. Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». Поговорите с ним от своего имени или от имени игрушки, животного. Задавайте простые вопросы, на которые малыш сможет ответить.

Как только малыш начнёт спрашивать, что и как называется, обязательно отвечайте на его вопросы, выражайте свою радость по поводу каждого нового слова, которое он произносит. Использование потешек, коротких стихов (чем разнообразнее приёмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей). Движения под музыку позволяют решать следующие задачи: развивать координацию движений, способность согласовывать движения со словами песни или стихотворения. Пение вместе с детьми и для детей развивает речь и совершенствует звукопроизношение. Чем чаще будут дети петь со взрослыми, тем лучше впоследствии они будут говорить.

Нельзя забывать о том, что развитие речи неотрывно связано с развитием мелкой моторики, поэтому обязательно используем пальчиковые упражнения:

  • Очень полезны игры с песком, различными крупами (горох, фасоль, рис…), плодами (желуди, каштаны…). Например, поиск небольшой игрушки (киндер) в миске с крупой.
  • Игры-манипуляции («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» — указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Семья», «Пальчики пошли гулять» — ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ).
  • Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук (с помощью массажных мячиков, шестигранных карандашей, шишки).

Упражнения:

«Моем руки» — движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» — большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Согреем руки» — движения, как при растирании рук.

«Молоточек» — фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

Условия успешного развития речи

Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. В развивающем процессе должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят дошкольника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

При этом многое зависит от умения взрослого активизировать ребенка, находить доступные поводы для разговора, общения с малышом. Такие поводы создаются в ситуациях действия с предметами обихода и игрушками, т. е. предметами, окружающими его.
В процессе непосредственного общения с ребенком, в игре, режимных процессах воспитатель, действуя совместно с ребенком или наблюдая его игру, должен с большим педагогическим тактом стремиться использовать эти моменты для того, чтобы побудить малыша говорить.

Второе условие – создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда - это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.

В процессе работы воспитатель должен помнить о речевых возможностях каждого ребенка, подходить дифференцированно к каждому воспитаннику в зависимости от его возраста и индивидуального речевого развития. Важно, чтобы речевые образцы взрослого способствовали воспроизведению их малышом. Речь взрослого должна быть эмоционально-выразительной, доступной пониманию ребенка.
Третье условие – значимость материала. Ребенок хорошо расскажет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное.

  • и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, тем свободнее ребенок пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для детей хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расши­рять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

 

 

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ВКонтакте
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz