Главная | Регистрация | Вход | RSS | ||||||||||
ГБДОУ детский сад № 32 Красносельского района Санкт-Петербурга |
|
Тюрева Наталья Анатольевна. Воспитатель первой квалификационной категории. «Гулять и говорить» Как развивать речь малыша во время прогулки? Любая мама понимает, что ее малышу очень полезно гулять. Крохе нужно бывать на свежем воздухе, чтобы расти здоровым. Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательное время, и способ развития речи вашего малыша. Как бы вы ни проводили время с малышом на улице, где бы вы с ним ни гуляли (парк, лес, детская площадка...), старайтесь обо всем рассказывать малышу. Подкрепляйте зрительные образы словами, расширяйте круг впечатлений ребенка, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия. Старайтесь, чтобы речь, обращенная к малышу, была ему понятна, спокойна по своему тону, но эмоциональна и богата интонациями. Не бойтесь «рассказать лишнего» - говорить о том, чего малыш еще не понимает - пусть он учится слушать, впитывает интонации родной речи, обогащает речевую память. Итак, как же развивать речь ребенка во время прогулки? На детской площадке. Обратите внимание ребенка на то, какой песок.Песочек в песочнице желтенький, светленький, беленький или, увы, грязный. Старайтесь разнообразить свою речь, употребляя синонимы: мокрый песок можно назвать влажным, сырым; приучайте ребенка сравнивать и анализировать: утром песок был влажным от росы (после дождя), а днем высох под ярким солнышком. Разглядывая песочек вместе с малышом, обращайте внимание на то, что сухой песочек сыплется, а из влажного лучше куличики получаются, потому что он «склеивается» водичкой. Играя в песочнице, насыпая песок совочком в ведерко или в формочку, нагружая игрушечный самосвал, прокладывая дорогу в песочном бездорожье, малыш время от времени должен слышать то, как мама называет эти предметы, объясняет ему, что она сама делает, когда помогает в создании куличиков. Куличик
Слыша в маминой речи слова: песок — песочек — песочница — песочный, — ребенок постепенно знакомится со словообразовательными секретами языка. Учится различать «добрые» и «злые», «большие» и «маленькие» слова -песоЧЕК и песок, ведро и ведЕРКо.
Советую поиграть в песочнице с малышом в игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»: точечками, пятнышками, поясками) и отверстиями (дырочками, ямками, щелками). Использование разнообразных по звучанию слов стимулирует развитие фонематического слуха - способности различать звуки речи. Употребление мамой слов с различными оценочными суффиксами (например, камушки и каменище) расширяет возможности эмоционального развития крохи, знакомит его с разнообразием предметов и их названий. Наблюдая на улице за машинами, также самое время расширять словарь своего крохи. Машины можно считать, можно изучать их цвет, обсуждать их скорость, сравнивать размеры, придумывать истории, героями которых будут сами машины или те, кто в них едет. Самыми любимыми машинами маленьких детей, как правило, становятся трамваи, тракторы, экскаваторы, землечерпалки, подъемные краны. Эти машины большого размера, они шумят, тарахтят, едут медленно и есть что разглядывать (ковши, стрелы и т.д.) Именно эти машины (шумные) становятся одним из первых названных малышом предметов: «ДЖ-Ж-Ж». И не игнорируйте обсуждение со своими сыновьями тех или иных машин: поинтересуйтесь, что именно делает эту машину такой красивой, необычной. Во время прогулки в парке, сквере, в лесу, разглядывая вместе с малышом деревья, травку и цветочки, мы не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагая ребенку рассматривать разные листочки (клена, березы, осины), неторопливо расскажите ему о том, чем они отличаются: «Смотри, какой большой листик у клена, какой красивый: вот этот бочок у него красный, а этот желтый. А вот другой листочек, поменьше - он весь желтенький, похож на золотую монетку, а вырос он на этом дереве – березе. Посмотри, какое интересное дерево береза. У всех ствол коричневый, а у нее - белый. Поэтому березу и называют белоствольная (медлннно проговорите прилагательное «белоствольная» несколько раз)». Довольно широкие возможности для обогащения детского словаря дает знакомство с птичками. Берите с собой на прогулку корм для птиц (пшено, булочку или печенье — его ребенок тоже может «поклевать») и предлагаем крохе новую игру — кормить птичек. Сначала познакомьте малыша с разными видами птиц, прилетающих на ваше угощенье, - это голуби, воробьи, вороны, синицы и т.д. И первые наблюдения будут за тем, чем отличаются птички. Птицы попадаются веселые, шустрые, суетливые - воробьи, например. И задумчивые, степенные - вороны, конечно. Наблюдая за голубиной стаей, всегда можно найти самого хитрого и самого ленивого. А наблюдая за воробьями, заметите, что они очень сообразительные и шустрые (в отличие от неповоротливых голубей), но в то же время пугливые: вспархивают при малейшем движении, но далеко не улетают и сразу возвращаются, если понимают, что опасности нет. Так день за днем вы будете развивать внимание ребенка, приучая его видеть и удивляться тому, что происходит вокруг, радоваться встрече с новыми и новыми впечатлениями.
Какие еще впечатления на прогулке смогут послужить вам опорой для импровизированных занятий по развитию речи, подскажет ваша наблюдательность и фантазия. Важно только помнить, что яркое впечатление, положительная эмоция - одно из самых действенных средств побуждения малыша к речи. Иными словами, под их воздействием у ребенка возникает сильное желание поделиться увиденным, и он пытается сообщить об этом маме. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |